Ретроградный пульпит: диагностика, причины, лечение, осложнения

Ретроградный пульпит – одна из относительно редких, но при этом весьма опасных стоматологических проблем. Он развивается довольно незаметно, и поэтому часто проявляется вместе с осложнениями. Именно по этой причине посещать стоматолога рекомендуется при первом же подозрении: в худшем случае вы всего лишь потеряете время, а в лучшем – избежите серьёзных проблем. Но почему же ретроградный пульпит столь часто остаётся незамеченным? Как именно с ним бороться? На эти и другие вопросы ответит данная статья.

Оглавление

• Ретроградный пульпит: определение и причины
  • Признаки и диагностирование ретроградного пульпита
  • Борьба с ретроградным пульпитом
  • Возможные осложнения ретроградного пульпита

Ретроградный пульпит: определение и причины

Под термином «ретроградный пульпит» имеется ввиду специфическая и малораспространённая разновидность воспаления зубного нерва. Ключевое отличие от других типов пульпита заключается в том, что микробы распространяются не из коронки пульпы, а из её корня. Таким образом, инфекция движется в направлении, противоположном ожидаемому (отсюда и слово «ретроградный» в названии). Большинство видов пульпита вызваны кариесом, но в данном случае эмаль зубов может быть совершенно здоровой, а нерв воспаляется по другим причинам.

Каким образом пульпа может оказаться инфицирована? Наиболее распространены следующие три причины:

1. инфекция попадает в пульпу из соседнего очага заражения. Чаще всего ретроградный пульпит развивается на фоне остита челюсти, остеомиелита, костного актиномикоза и, естественно, гайморита;
  2. инфекция распространяется с кровью. Грипп, краснуха, ветрянка и сепсис – наиболее частные виновники такого заражения;
  3. инфекция проходит сквозь зубодесневой карман. Сильно воспаление дёсен может привести к повреждению окружающих корень связок, что позволяет микробам добраться до пульпы.

Признаки и диагностирование ретроградного пульпита

В отличие от прочих разновидностей воспаления нерва, ретроградный пульпит довольно сложно заметить вовремя и корректно диагностировать. Особенно незаметны случаи заражения через кровь. Кроме того, низкая распространённость ретроградного пульпита означает, что многие стоматологи никогда не встречались с подобным диагнозом. Так что к диагностированию ретроградного пульпита нужно подойти со всей ответственностью. В противном случае возможно развитие серьёзных осложнений.

Первым этапом диагностики является визуальный осмотр. Достаточно опытный специалист может определить причину проблемы, просто изучив симптомы. Проблему можно изучить более подробно при помощи рентгена, который поможет определить, какой именно нерв воспалён, и проверить степень сохранности костной ткани. Дополнительную информацию также можно получить при помощи электроодотнодиагностики – исследования зубов при помощи переменного тока.

Симптомы ретроградного пульпита

Основная опасность ретроградного пульпита заключается в его незаметности. Хроническая разновидность заболевания может проходить совершенно незаметно и быть обнаруженной только при помощи рентгена. И даже осмотр у стоматолога может не обнаружить проблемы, так как причины ретроградного пульпита далеко не очевидны.

Активная стадия ретроградного пульпита, напротив, исключительно заметна. Но при этом её можно перепутать с гнойным воспалением нерва. Основные симптомы таковы:

1. сильная боль, первоначально стреляющая, но со временем становящаяся постоянной. Болевые ощущения значительно усиливаются ночью;
  2. болезненная реакция на горячие, холодные, кислые либо сладкие еду и напитки. В отличие от кариеса, боль не проходит после удаления раздражителя и продолжается в течение долгого времени (около 20 минут);
  3. неприятные ощущения при прикосновении к зубу.

Ретроградный пульпит лечение

Лечение с ретроградного пульпита

Существует два способа борьбы с ретроградным пульпитом: консервативный и хирургический. При использовании консервативного метода пульпа не удаляется. Такая методика возможна только на начальных стадиях заболевания. Лечение консервативным методом состоит из трёх этапов:

1. введения анестезии;
  2. вскрытия коронки, очищения и обработки каналов;
  3. установки временной либо постоянной пломбы (в зависимости от наличия запланированных будущих визитов к стоматологу).

На более тяжёлых стадиях ретроградного пульпита возможно только лечение хирургическим путём, при котором пульпа удаляется целиком. Лечение проводится следующим образом:

1. вводится обезболивающее;
  2. коронка вскрывается, проводится чиста каналов и удаление пульпы;
  3. происходит обработка антисептиком и установка временной пломбы;
  4. несколько дней спустя проводится повторная обработка антисептиком и установка постоянной пломбы.

Осложнения при ретроградном пульпите

Если ретроградный пульпит не заметить вовремя и не вылечить, велик риск развития осложнений. Чаще всего пульпит развивается в свою гнойную разновидность, что приводит к ещё большему усилению боли. Отсутствие либо низкое качество лечения также может привести к развитию периодонтита – воспаления тканей, соседствующих с корнем зуба. Периодонтит часто приводит к полной потере зуба. Наконец, инфекция может распространиться на другие органы, существенно ухудшая самочувствие.

Заключение

Таким образом, несмотря на свою низкую распространённость, ретроградный пульпит является одной из более опасных стоматологических проблем. Поэтому при возникновении подозрений необходимо немедленно обратиться к специалисту.