Лечение кариеса в стадии пятна

Кариес – стоматологическое заболевание, поражающее твёрдые ткани зубов, как взрослых, так и детей. Он протекает по стадиям, имеет множество форм и проявлений. Чаще всего люди обращаются к стоматологу, когда процесс запущен, образуются полости, появляется боль. Чтобы сохранить целостность зубов, очень важно вовремя заметить начальные изменения кариозного процесса и своевременно обратиться к врачу.

Клиническая картина кариеса в стадии белого пятна

Кариес белого пятна развивается в начале заболевания, когда микроорганизмы воздействуют на эмаль без проникновения в неё. Пятна имеют белый цвет, они могут быть шероховатыми или гладкими.

Причины появления белых пятен

Основной триггер в возникновении кариеса – большое количество углеводистой, нездоровой пищи. Мягкий зубной налёт является благоприятной средой для расселения патогенной микрофлоры. Микробы выделяют органические кислоты, которые разрушают эмалевые призмы и создают пространства в эмали. В результате действия неблагоприятных факторов на твёрдые ткани теряется активный кальций, происходит деминерализация (утрата минеральных компонентов). Зуб приобретает хрупкость, подвержен дальнейшему разрушению. Чаще всего пятнистый кариес локализуется в области шеек фронтальной группы зубов, его проявления можно увидеть невооружённым глазом. Если удалить влагу с поражённой поверхности, пятна станут заметнее.

начальный кариес в стадии белого пятна

Симптомы кариеса в стадии темного пятна

Кариесогенная флора, оседая на поверхности эмали, выделяет не только кислоты, но и продукты распада. Они способствуют некротизации (омертвению) участков деминерализации. Пятна темнеют, приобретают коричневый оттенок. Пигментированные области имеют гладкую поверхность, безболезненны. Следует отметить, что процесс можно повернуть вспять, если своевременно записаться на приём к врачу-стоматологу. Однако большинство пациентов не придают значения пигментации (изменению цвета), списывая её на налёт или длительное употребление красящих напитков. Затяжной пятнистый кариес с течением времени переходит в следующую форму – начальную стадию. Участки деминерализированной эмали становятся шероховатыми, развивается чувствительность зубов.

Диагностика кариеса в стадии пятна

При возникновении пигментации на зубах, важно понимать, чем она вызвана, какое заболевание является пусковым. Помимо кариеса пятна появляются также при эндемическом флюорозе, гипоплазии, начальных стадиях клиновидных дефектов. Поэтому врач должен хорошо знать, как дифференцировать эти патологии и выявить кариозное поражение.

• Правильно собранный анамнез поможет стоматологу принять правильное решение об этиологии заболевания. Кариес – заболевание, возникающее после прорезывания зубов. Флюороз и гипоплазия – результат нарушения обменных процессов в эмбриональном периоде;
  • При визуальном осмотре у пациентов с кариесом на зубах отмечаются единичные пятна, при флюорозе они носят множественный характер;
  • При зондировании кариозные участки шероховатые;
  • Трансиллюминационный метод позволяет выявить ограниченные очаги деминерализации в пределах эмали;
  • Окрашивание коронки метиленовым синим для определения кариесвосприиимчивости тканей;

лечение кариеса в стадии пятна

Лечение кариеса в стадии пятна

Основная цель лечения кариеса в стадии пятна – восполнить минеральный состав твёрдых тканей. Для этого не нужно препарировать зуб, восстанавливать его композитными материалами. Реминерализующая терапия является на сегодняшний день самым эффективным решением. Для процедуры используют специальные препараты на основе активных компонентов эмали. Они отвечают следующим стоматологическим требованиям: Основные составляющие препаратов – ионизированные кальций и фтор в высоких концентрациях. После попадания в ротовую полость они расщепляются ферментами слюны и диссоциируют в ткани причинного зуба; Ликвидный герметик немецкой фирмы Tiefenfluorid признан на сегодняшний день лучшим комплексным средством для проведения реминерализующей терапии. Он отвечает всем медицинским стандартом, удобен в использовании и позволяет получить стойкий результат.

Этапы лечения белого кариеса на стоматологическом приеме

Терапия кариеса должна быть комплексной и включать в себя следующие этапы:

• Профессиональная гигиена полости рта. Врач-стоматолог при помощи пескоструйного аппарата или ультразвуковой насадки снимает с поверхности зубов мягкий налёт и твёрдые отложения (камни), после чего осуществляет чистку поверхностей, полирует их и покрывает фторлаком;
  • Реминерализующая терапия. Зуб тщательно высушивается спиртовыми растворами, обеззараживается хлоргексидином. Затем наносится гель с высоким содержанием активных фтора и кальция. Курс лечения должен составлять около десяти процедур;
  • Стоматологическая просветительская работа. Стоматолог обязан дать пациенту все необходимые рекомендации по уходу за полостью рта, поддержанию её здорового состояния. Если советы не будут учтены, высока вероятность рецидива кариеса;
  • Контроль за состоянием зубов. Пациенты должны посещать консультации не реже одного раза в 2-3 месяца для прослеживания динамики лечения и эффективности проведённой терапии. Врач оценивает не только результат своей работы, но и гигиену больного.

Лечение кариеса в стадии пятна в домашних условиях

Реминерализующая терапия может проводиться в домашних условиях. Перед тем, как осуществить данную процедуру, необходимо провести тщательную подготовку:

1. Снятие зубных отложений. Может проведено при помощи ирригатора или электрической зубной щётки;
  2. Чистка зубов микроабразивными пастами;
  3. Высушивание обрабатываемой поверхности.

Для проведения терапии в домашних условиях бред R.O.C.S. выпустил специальную линейку гелей и паст:

• Гель Medical Minerals наносится на зубы тонким слоем непосредственно после высушивания, перед применением запрещено использовать фторированные зубные пасты. Через несколько минут на эмали возникает плёнка, которая обладает барьерными и минерализующими функциями. Она насыщает ткани зуба активным кальцием, а также препятствует проникновению к них патогенной микрофлоры;
  • Для лучшего усвоения микроэлементов эмалью рекомендуем использовать лечебную пасту Medical. Сочетание солей фтора и его высокая концентрация (около 5000 ppm) придадут тканям зуба твердость и естественный блеск. Зубную пасту рекомендуется наносить в качестве аппликаций на вестибулярные (передние) поверхности и оставлять в течение 3-4 минут.

Профилактика кариеса

Профилактика кариеса – важная составляющая успешного лечения. Она помогает добиться желаемого эффекта и полностью исключить возможность рецидивов. Существует большое количество рекомендаций для сохранения и поддержания здоровья в полости рта, однако можно выделить основные из них:

• Тщательная регулярная гигиента полости рта. Каждый человек должен соблюдать ежедневные процедуры по уходу за своими зубами. Зубная щётка средней жёсткости, пасты с высоким содержанием фтора – лучшие помощники в борьбе с неудовлетворительной гигиеной и зубным налётом. Для достижения лучшего эффекта врачи-стоматологи рекомендуют своим пациентам использовать зубные нити (флоссы фирмы Oral B), а также зубные порошки и ирригаторы. После каждой чистки необходимо пользоваться ополаскивающими средствами. Они содержат в своём составе антибактериальные компоненты, а также успокаивающие вещества на основе целебных трав (ромашки, шалфея, коры дуба);
  • Правильное питание, исключение из рациона углеводов. Сахар – благоприятная среда для микробов. Он создаёт в ротовой полости кислую среду и разрушает зубы. Для того, чтобы избежать неприятных осложнений, постарайтесь исключить из рациона сладкое, мучное. Ограничьте себя в потреблении вредной пищи;
  • Профессиональная гигиена полости рта и стоматологический контроль. Оптимальный срок посещения врача – один раз в шесть месяцев. За это время стоматолог может проследить улучшения качества гигиены полости рта, дать новые рекомендации, а также провести ультразвуковую чистку и реминерализовать зубные ткани фторлаками и гелями;

Кариес пятна – начальная стадия заболевания, на которой патологический процесс можно остановить и даже повернуть вспять без серьёзных стоматологических вмешательств. Берегите зубы, вовремя обращайтесь к стоматологу, и Ваша улыбка будет сиять долгие годы.