Киста зуба мудрости - симптомы, удаление

Киста зуба мудрости возникает вследствие различных причин – прорезывание зуба мудрости, получение повреждений «восьмёрки», некачественно вылеченный кариес или отсутствие лечения, и некоторых других.

Главная опасность кисты заключается в том, что её разрастание протекает скрыто. Пациент начинает бить тревогу, когда осложнение уже достигло пикового состояния. В этом материале мы постараемся разобраться, какие характерные черты свойственны кисте под «восьмёркой», и существует ли возможность её излечения с последующим сохранением зуба мудрости.

Киста под зубом мудрости – возможно ли?

Под кистой понимается полая область, содержащая в себе гной или жидкость, которая возникает на поверхности корня зуба. От подверженности кистозному образованию не застрахован ни один зуб, а тем более «восьмёрка» - она по причине удалённого расположения и неполучения должного ухода чаще страдает от этого заболевания.

Ситуации, когда «восьмёрка» срастается с мягкими тканями и прорезалась лишь частично, составляют около 50% случаев. Эти причины кистозных образований являются самыми часто встречающимися.

В стоматологии существует обособленный подвид таких образований, который носит название «Фолликулярная киста зуба мудрости». Быстрое разрастание тканей происходит на поверхности зуба – вокруг и даже поверх него. Уже давно замечено, что киста на верхней челюсти развивается стремительнее, чем на нижней. Всё дело в том, что сверху костная структура более пористая и мягкая, что само по себе создаёт благоприятные предпосылки для развития этого недуга.

киста зуба мудрости симптомы

Киста после удаления зуба мудрости

Развитие кисты может протекать не только в корневой системе больного зуба. В некоторых ситуациях оно прогрессирует и после удаления проблемной «восьмёрки». Это типичная ситуация, поскольку организм так реагирует на повреждение тканей. Самыми частыми виновниками здесь являются:

• Халатность, проявленная стоматологом при работе с пациентом (как пример, слишком раннее извлечение тампона);
  • Применение в работе нестерильных инструментов и техники;
  • Такое понятие, как «сухая лунка»;
  • Несоблюдение самим пациентом элементарной гигиены и рекомендаций стоматолога в первые дни после операции (обычно врачом назначаются антибиотики и полоскание ротовой полости антисептическими травами);

Но даже если вышеперечисленных проблем удалось избежать, осложнение в виде кисты после удаления зуба всё равно может начать прогрессировать. Для предупреждения таких эксцессов стоматолог сразу после операции прописывает комплексное лечение – антибиотики.

Когда «восьмёрка» удалена, в ранке можно увидеть вакуум в виде капсулы размером 0,5-0,8 мм – это и есть киста. Специалисты советуют незамедлительно удалять это образование сразу же после операции, так как она имеет тенденцию к стремительному разрастанию.

Симптомы при кистозном поражении

Характерной чертой новообразования под зубом мудрости является его латентное появление и развитие. Человек даже не догадывается о разрастающейся кисте, пока она случайно не будет обнаружена при прохождении рентгена, либо в кресле у стоматолога. Образование также может себя обнаружить при простудных заболеваниях, в стрессовых ситуациях и в периоды зимних морозов.

Как правило, срабатывает триггер, в виде сильного стресса или ОРВИ, который и является катализатором гнойного процесса. Когда пространство кисты наполняется гноем, больной испытывает следующие симптомы:

• Болезненные ощущения при прикосновении к поражённому месту;
  • Отёчность лица в области воспаления;
  • Увеличенные лимфоузлы;
  • Повышается температура тела;
  • Недомогание, апатия и вялость;

Если проигнорировать данные симптомы, болезнь переходит в новую фазу – развивается флюс, остеомиелит и гайморит. Помимо внутренних процессов, осложнения могут сказаться и во внешних проявлениях – деформации зубного прикуса или появление асимметрии лица.

Как быть, если обнаружил кисту под зубом мудрости?

Избавление от кистозного поражения консервативным методом не приносит положительного результата, и практикуется в исключительных случаях – к примеру, при невозможности хирургического вмешательства – в период беременности и грудного вскармливания, в послеоперационные периоды и после серьёзной болезни. Физиотерапевтические методы способствуют временному облегчению больного, не более. Проблема требует оперативного вмешательства.

Как правило, при удалении кисты специалист не пытается спасти восьмёрку над ней. Так как зуб этот считается крайне проблемным, и в то же время не играет важной роли в процессе пережёвывания пищи. Рано или поздно всё равно придётся удалять проблемный зуб мудрости. А терапевтический процесс бывает дорогостоящим, энергоёмким, да и просто сложным. Осложняет положение дел и тот факт, что больной обращается за помощью чересчур поздно, и сохранить моляр уже не представляется возможным.

киста ретинированного зуба мудрости

Экстракция поражённого кистой зуба мудрости

Помочь в избавлении от кисты может только операционное вмешательство, более известное как удаление коренного зуба. Находящемуся в сознании больному вводят дозу анестетика, а общий наркоз используется в исключительных случаях. Осуществляется вскрытие десны, лоскут отводится в сторону, и отделяется фрагмент кости около кисты. Это даёт возможность удалить злокачественные образования и инфицированные участки ткани в области воспаления.

Удаление самой «восьмёрки» всегда носит ситуативный характер – если зуб ретинирован, то его экстракция происходит частями. По завершению операции лунка промывается антисептическим раствором для исключения возможности дальнейшего воспаления. Фрагмент кости помещается назад, лоскут десны также возвращается на место, и десна зашивается.

После проведения операции по удалению кисты и зуба начинается длительный восстановительный период. Иногда он достигает нескольких месяцев: в случае большой области поражения тканей или при сложном течении операции. Важно понимать, что качество и время заживления раны далее зависят от самого человека. В первое время образовывается глубокая лунка, и необходимо тщательно следить за гигиеной полости рта – следовать советам хирурга, отказаться от пагубных привычек, принимать антибиотики, и при назначении врача проводить медикаментозную терапию.